Петербург очень быстро разрастался и вскоре появилась возможность использовать другие маршруты. Старой Новгородской дорогой мало кто пользовался. Тогда Петру I поступило интересное предложение: выкопать на месте старой дороги канал. Вода из канал вполне могла бы пригодится для фонтанов в Летнем саду.

Автором такой идеи был директор Морской Академии Г. Г. Скорняков-Писарев. А поскольку Петр I с большой симпатией относился к фонтанам, то работы начались почти мгновенно. Канал стал соединять речку Лигу возле деревушки Горелово и Летний сад.







Именно благодаря речке канал и получил свое название - Лиговский. По расчетам Скорнякова-Писарева, деревушка располагалась примерно на 25 метров выше Летнего сада, так что высота фонтанов должна была быть довольно большой. Канал соорудили очень быстро, его длина составляла 23 километра. И когда все должно было уже заработать выяснилось, что инженер ошибся в своих расчетах и силы воды не хватало на то, чтобы поднять фонтаны на достаточную высоту.

Поэтому воду для них подвели из другой речки в самом городе. Значительно позже она стала всем известна как Фонтанка. А вот уже построенный Лиговский канал стал никому не нужен и его начали использовать для хранения питьевой воды.

Для доставки воды в особо важные строения канал соединили с ними посредством деревянного водопровода. Ремонтники, которые производят в наши дни работы на Лиговском проспекте еще до сих пор находят остатки этого водопровода. Интересно, что для охраны Лиговского канала в свое время было выставлено очень много караульных будок.

Военные, которые охраняли этот объект должны были следить за качеством воды и препятствовать ее загрязнению. Но все это испортила очень сильная буря, которая пронеслась над северной столицей во второй половине 18 века. После нее вода в канале была уже непригодна для питья, так как канал замутился, а некоторые его берега попросту обвалились. Кроме того буря уничтожила и саму причину строительства канал - фонтаны в Летнем саду. Императрица Екатерина II приняла решение не возобновлять работу фонтанов.

После такого решения Лиговский канал стал и вовсе никому не нужен. Уже к середине 19 века туда в огромном количестве сливали нечистоты. Позже его и вовсе решили засыпать и вернуть к первоначальному состоянию, то есть построить на его месте улицу. Так появилась Лиговская, которая вела от улицы Фонтанной к Обводному каналу. В начале прошлого столетия канал засыпали окончательно. На его месте был Сталинградский проспект, Но просуществовал он сравнительно недолго - около четырех лет. Его все называли по старому - Лиговский.

Сегодня тут можно встретить преимущественно заводы и фабрики. Но среди них есть и архитектурные сооружения. Оно из них - Крестовоздвиженская церковь, которая была возведена в 19 веке на месте Ямской слободы.

Назад
 
Примерно в том месте, где в наши дни находится Лиговский проспект в 18 веке была новгородская дорога. Этот путь был очень популярен, поскольку являлся единственным направлением к Новгороду. Но вся беда в тому, что дорогу построили в болотистой местности. И почти круглый год все путники должны были бороться с огромным количеством грязи.

Желая как-то исправить ситуацию было решено сделать земляные насыпи с обеих сторон дороги, а где требовалось возвести и плотины. Когда все работы были завершены качество дорожного покрытия все равно было очень плохим: грязь никуда не делась.


Лиговский водопровод
Лиговский водопровод
На правах рекламы: